8 марта
Восьмое марта часто называют "Днем
женщины”. Но это не день женщины как женщины. 8 марта – не день женщины,
а день женщины-революционерки (На заре революции "Правда” называла его
– "день женского Рабочего Интернационала”, и возглашала здравицы:
"Слава женщине! Слава Интернационалу” ("Великий день”, "Правда”, 7
марта 1917).
Понятна потребность революционного
движения иметь свои праздники вместо традиционно-народных, церковных и
государственных. Но почему днем, когда революционерки должны были
выходить на улицы и декларировать свою нерушимую убежденность в
грядущей эмансипации, было определено именно 8 марта? Кого уволили с
работы в этот день? Кого бросили в тюрьму? Кто из лидеров демдвижения
родился в этот день? Ответа нет. Значит, мотивы для такого решения были
не социальными, не историческими, не публичными. Что-то личное
ассоциировалось у творцов этого праздника с этой датой. Что? Чем мог
быть дорог этот день для лидеров европейского революционного движения
рубежа веков?
Раз мотивы были личными – значит, надо
присмотреться к личностям. Этот портретный ряд знаком нам с юности. Но
только недавно позволили мы себе заметить, что роднили этих героев не
только принадлежность к партии революции и преданность идеям
Интернационала, а еще и этническое родство. Интернационал, как
оказалось, был на редкость мононационален. Вспомнив это обстоятельство, попробуем
вжиться в мир этих людей. Представьте себя на месте, скажем, Клары
Цеткин. Вам пришла в голову замечательная идея создать женский
революционный отряд, использовать женскую энергию для борьбы с
"эксплуататорами”. И для консолидации и пропаганды этого движения вам
нужен символический день, который был бы днем Женщины-Революционерки.
Какому дню придать такое значение? Какую женщину взять за идеал?
Француз при такой постановке вопроса
сразу вспомнил бы Жанну д’Арк. Но Клара Цеткин – еврейка. И для нее
вполне естественны ассоциации с историей ее родного народа. А в этой
истории была такая фигура – Эсфирь.
Память о тех событиях сохранилась в
веках. И не только на страницах Библии. Эсфири посвящен ежегодный и
самый веселый праздник еврейского народа – праздник Пурим. И празднуется
он как раз на переломе от зимы к весне (у иудеев сохраняется лунный
календарь, и потому время празднования Пурима скользит по отношению к
нашему солнечному календарю почти так же, как скользит по отношению к
нему время празднования православной Пасхи). Возможно, в тот год, когда
было принято решение начать праздновать "Международный женский день”,
праздник Пурима пришелся на 8 марта.
Менять каждый год дату праздника
Революционерки было бы и неудобно, и слишком откровенно: сразу было бы
заметно, что празднуется всего лишь Пурим. И потому празднование
Женщины-разрушительницы было решено отделить от праздника Пурима,
зафиксировать, и ежегодно 8 марта, независимо от лунных циклов,
призывать все народы земли прославлять Женщину-воительницу Эсфирь. То
есть – поздравлять с Пуримом, пусть даже и не сознавая этого.Опубликовано на ruslife.org.ua
Этот замысел был бы безобиден, если бы
праздник Пурим был обычным праздником вроде Дня Жатвы или Новолетия. Но
Пурим слишком уникален. Пожалуй, ни у одного из современных народов нет
праздника, посвященного такого рода событию.
Это не религиозный праздник. Так о нем
говорит "Еврейская энциклопедия”, подчеркивающая, что этот праздник "не
связан ни с храмом, ни с каким-либо религиозным событием” (Еврейская
Энциклопедия. Свод знаний о еврействе и его культуре в прошлом и
настоящем, т. 13. М., Терра, 1991, стб. 123).
Окончился вавилонский плен евреев.
Желающие могли вернуться в Иерусалим. Правда, оказалось, что желающих
вернуться на родину значительно меньше, чем можно было представить по
предшествовавшим освобождению плачам и требованиям (из проклинаемой
"тюрьмы народов” – России – при открытии ее границ также уехало гораздо
меньше евреев, чем хотелось бы лидерам сионистского движения). Тысячи
еврейских семей остались жить в городах персидской империи, и причем в
положении отнюдь не рабском.
Сложившееся положение со временем начало
удивлять и самих персов. Оглядываясь вокруг, они переставали понимать:
кто же кого завоевал? Персы покорили Иерусалим или евреи захватили
Вавилон? Как обычно в подобных ситуациях, последним институтом власти,
который осознает угрозу национальным интересам и пытается их отстаивать,
оказываются "силовые структуры”. И вот персидский министр обороны
генерал Аман идет к царственному Ксерксу (события происходят около 480
г. до Рождества Христова) и делится своими печальными наблюдениями.
Реакция Ксеркса была решительно-языческой: истребить всех евреев. О
замысле Ксеркса узнает его жена царица Эсфирь. Царь не знает о ее
национальности. И вот, в минуту восторгов и обещаний, Эсфирь вытягивает
из супруга признания и обещания: ты любишь меня? значит, ты любишь тех,
кого я люблю? значит, ты любишь мой народ? значит, ты ненавидишь тех,
кто ненавидит меня? значит, ты ненавидишь тех, кто ненавидит моих
друзей и родственников? значит, ты ненавидишь ненавистников моего
народа? Так дай волю своей ненависти! Уничтожь моих врагов, которых ты
считаешь и своими врагами! И Ксеркс, без особых раздумий отвечавший
согласием на все эти вопросы, с удивлением обнаруживает, что он
согласился уничтожить всех врагов ненавистных ему евреев…
В итоге в день 13 Адара (этот месяц
еврейского календаря приходится на конец февраля – начало марта) во все
города империи приходит царское повеление. Царь позволил Эсфири и ее
двоюродному брату Мардохею составить такой указ: "напишите и вы о
иудеях, что вам угодно, от имени царя, и скрепите царским перстнем… И
позваны были царские писцы и написано было все так, как приказал
Мардохей к правителям ста двадцати семи областей от имени царя – о том,
что царь позволяет иудеям, находящимся во всяком городе, собраться и
стать на защиту жизни своей, истребить, убить и погубить всех сильных в
народе и в области, которые во вражде с ними, детей и жен, и имение их
разграбить” (Есф. 8,8-11)
В течение двух дней "все князья в
областях, и сатрапы, и исполнители дел царских поддерживали иудеев. И
избивали иудеи всех врагов своих, и истребляли, и поступали с
неприятелями по своей воле” (Есф. 9,3-5). Аман был повешен с десятью его
детьми. Всего было уничтожено 75 000 персов. Элита страны. Все, кто
мог быть конкурентами. Участь персидской империи была предрешена.
Возникает вопрос: как можно спустя
тысячелетия праздновать события того дня? Есть ли другой народ на земле,
который с веселием празднует день заведомо безнаказанных массовых
убийств? Я понимаю праздник в честь военной победы. Это было открытое и
рискованное столкновение, и день победы – мужской и честный праздник.
Но как праздновать день погрома? Как праздновать день убийства тысяч
детей? И как можно писать о "веселом празднике Пурим”?
А праздник этот очень веселый. Это
единственный день, в который трезвый и педантичный Талмуд предписывает
напиваться: "После полудня едят праздничную трапезу и пьют алкогольные
напитки, пока не перестают различать между словами "проклят Аман” и
"благословен Мардохей”" (Сидур. Врата молитвы (шаарей тфила) на будни,
Субботу и Праздники. (Перевод, комментарий и пояснение к порядку молитв
под редакцией Пинхаса Полонского. Иерусалим-Москва, 1993, с. 664).
Праздничная трапеза включает в себя пирожки с поэтическим названием "уши
Амана” (Еврейская энциклопедия, т. 13, стб. 126). Говорят, это
знакомые нам всем треугольные пирожки из слоеного теста с мясом внутри.
Такая милая семейная сцена: родитель, не отличающий уже имени Амана от
имени Мардохея, предлагает сынишке: "милый, не хочешь ли еще покушать
плоти нашего врага?”.
И этот праздник почитается величайшим.
Среди талмудических мудрецов "существует даже мнение, что когда все
книги пророков и агиографов будут забыты, книга Эсфири все-таки не
забудется, а праздник Пурим не перестанут соблюдать” (там же, стб. 124).
Так безосновательно ли предположение,
что в сознании еврейских лидеров Интернационала женское революционное
движение ассоциировалось с именем Эсфири, а 8 марта было избрано ими в
силу привычки праздновать в эти дни семейный праздник Пурим?
Миф о 23 февраляТеперь нам осталось лишь вспомнить, что приход Интернационала к власти в
России был связан с переменой календаря, и спросить: а когда же
праздновался день, ныне называемый "восьмым марта” в революционных
кружках предреволюционной России? Оказывается, восьмое марта по новому
стилю – это 23 февраля по старому. Вот и отгадка – почему "мужской”
день и "женский” так недалеко друг от друга. Когда европейские братья
по Интернационалу отмечали "восьмое марта”, в России этот день
назывался 23-им февраля. Поэтому в предреволюционные годы партийцы и
сочувствующие им привыкли считать праздничным днем 23 февраля. Затем
календарь переменили, но остался рефлекс праздновать что-то
революционное 23 февраля. Дата была. В принципе (учитывая плавающий
характер Пурима) эта дата ничем не хуже и не лучше 8 марта. Но – надо
было найти и для нее прикрытие. Спустя несколько лет соответствующий
миф был создан: "День Красной Армии”. Память о первом сражении и первой
победе.
Но это – миф. 23 февраля 1918 г. не было
еще ни Красной Армии, и не было ее побед. Газеты конца февраля 1918
года не содержат никаких победных реляций. И февральские газеты 1919
года не ликуют по поводы первой годовщины "великой победы”. Лишь в 1922
г. 23 февраля было объявлено Днем Красной Армии”. Однако, еще за год до
23 февраля 1918 г. "Правда” пишет о том, что 23 февраля является
праздничным днем: "Задолго до войны пролетарский Интернационал назначил
23 февраля днем международного женского праздника” (Великий день //
Правда, 7 марта 1917; подробно об этом см. М. Сидлин. Красный подарок к
Международному женскому дню 23 февраля // Независимая газета,
22.2.1997).
Впрочем, придумать празднованию 23
февраля прикрытие надо было еще и потому, что именно 23 февраля 1917 г.
началась "Февральская революция”. Поскольку большевики не играли в ней
ведущей роли, но все же приняли ее, приветствовали и внесли в свои
святцы, то надо было дню "свержения самодержавия” (сохранив его
праздничность) дать иное название. Он стал "днем Красной армии”.Опубликовано на ruslife.org.ua
Так традиция празднования Пурима привела
к установлению женского праздника 8 марта. К женскому революционному
дню были приурочены беспорядки якобы голодавших жительниц Петрограда 23
февраля 1917 г. Падение Российской Империи совпало ("совпали”) с
разгромом империи Персидской. С Пурима 1917 г. в России запахло погромом
– погромом русской культуры… Так что советское поздравление с 8 марта
(равно как и с 23 февраля) – это еще и поздравление с "избавлением” от
"царизма”. Православным же людям поздравлять друг друга с таким
праздничком – это уже не смирение, а садомазохизм.
И еще: единственное военное событие,
происшедшее 23.2.1918 – это решение ЦИК Совнаркома о принятии условий
"Брестского мира”. Это – день капитуляции России в Первой мировой войне.
Капитуляции по воле Интернационала, превратившего "войну
империалистическую (точнее – отечественную) в войну гражданскую”. Трудно
найти более позорный день в военной истории России (в том числе –
Советской России). И то, что сегодня этот день называют "Днем защитника
Отечества” – еще одна издевка.
18 января 2006 года Государственная Дума
проголосовала за новую редакцию дня празднования 23 февраля, как Дня
защитника Отечества. Таким образом, из названия был убран исторический
миф, а слова «защитник» было изложено в единственном числе. Русская жизнь. С миру по нитке... - Познавательный дневник
|